Наука и проекты

Ледостойкая платформа «Северный полюс»

ЛСП «Северный полюс» – это судно специального назначения с функционалом научно-исследовательского центра, которое будет выполнять круглогодичные комплексные исследования в высоких широтах

Исследования природной среды Арктики на дрейфующем льду велись с 1937 года, когда впервые была организована дрейфующая экспедиция «Северный полюс». Почти 80 лет на ледовых станциях изучали закономерности формирования и развития природных процессов арктического региона. Однако последствия изменений климата сделали работу на станциях крайне опасной и в 2013 году из-за уменьшения толщины и прочности льда была завершена работа последней дрейфующей станции «Северный полюс-40».

Сейчас сведения об атмосферных, океанологических и ледовых условиях в Арктике поступают со спутников, но для точного понимания изменчивости природной среды и моделирования динамики процессов необходимы наблюдения insitu.

Для восстановления регулярных исследований в Центральной Арктике был разработан проект ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс».

  • Контракт на проектирование и строительство ледостойкой платформы проекта 00903 подписан Росгидрометом и АО «Адмиралтейские верфи» в мае 2018 года.
  • Модельные испытания прошли в ледовом бассейне ААНИИ.
  • Судно спущено на воду 18 декабря 2020 года.
  • Окончание строительства намечено на 2022 год. В течение этого времени будут проведены работы выше ватерлинии: внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий.

Тактико-технические характеристики

Длина наибольшая 83,1 метра
Ширина наибольшая 22,5 метра
Осадка 8,6 метра
Водоизмещение 10373 тонны
Мощность головного двигателя 4 200 кВт
Скорость 10 узлов
Экипаж 14 человек
Научный персонал 34 человека
Класс ледового судна КМ Arc5 [1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship

Платформа сможет без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет и возвращаться обратно в порт. Корпус судна способен выдерживать сжатия многолетних льдов, что подтверждено модельными экспериментами в ледовом бассейне ААНИИ. На борту будут обеспечены комфортные и безопасные условия работы и проживания членов экспедиции, а на одной из палуб будет оборудована вертолётная взлётно-посадочная площадка для приёма вертолётов типа Ми-8 и Ми-38.

На борту платформы будут размещены 15 научных лабораторий, которые охватывают весь комплекс изучения природной среды Арктики:

  • ионосферные наблюдения;
  • геологические, химические и экологические исследования;
  • исследования ледовых нагрузок и механики разрушения льда;
  • исследования акустической томографии Арктического бассейна;
  • исследования пограничного слоя и свободной атмосферы;
  • магнитные и гравитационные исследования, и многое другое.

На расстоянии 400-500 метров от судна на дрейфующем льду будет разбит мобильный полевой лагерь с лабораторными домиками, где учёные будут выполнять исследования в природной среде.

При строительстве платформы учтены конкретные процедуры по эффективной организации наблюдений на дрейфующей станции нового типа «судно-лёд». Методики развёртывания лагеря на льду, установки оборудования и эвакуации, которые будут применяться на платформе, были отработаны на первом этапе экспедиции ТРАНСАРКТИКА 2019. По итогам экспедиции был создан документ, регламентирующий организацию всех операций на льду.

Платформа «Северный полюс» станет ключевым звеном Арктической пространственно-распределенной обсерватории, объединяющей научно-исследовательский стационар «Ледовая база Мыс Баранова», Российский научный центр на архипелаге Шпицберген, гидрометеорологическую обсерваторию Тикси.

Проект ледостойкой платформы разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ААНИИ. Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ААНИИ по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования [всего 40 станций с 1937 по 2013 гг.]. В результате этого анализа был найден оптимальный вариант плавучего инженерного сооружения для долговременного базирования научно-исследовательских обсерваторий.

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

КБ «Вымпел»

ФОТОГРАФИИ

Архивы ААНИИ, АО «Адмиралтейские верфи»