В 2025 году начало осенних процессов в арктических морях ожидается раньше обычного
Северный морской путь должен стать одной из наиболее перспективных транспортных артерий, связывающий регионы России с мировыми рынками. Благодаря государственным программам и инвестициям активными темпами идет обновление ледокольного флота, развиваются порты, внедряются новейшие технологии. Но успешная и безопасная навигация в трассе СМП во многом будет зависеть от качественного гидрометеорологического сопровождения судоходства. Об этом ведущие эксперты говорили в дискуссии «Пять веков Севморпути: историческое наследие и потенциал национальной транспортной артерии» на площадке 18-й Международной выставки и конференция «НЕВА 2025».
Для обеспечения роста грузопотока и развития новых арктических проектов, предусмотрено строительство универсальных атомных ледоколов – «Чукотка», «Ленинград», «Сталинград». Ведётся строительство головного атомного ледокола «Россия», который станет самым мощным в мире, с мощностью в два раза превышающей мощность ныне существующих действующих атомных ледоколов.
С каждым годом увеличивается объем грузоперевозок, растет количество выданных разрешений на проход по Северному морскому пути. По словам генерального директора ФГБУ «ГлавСевморпуть» Сергея Зыбко, с начала 2025 года уже выдано 1 088 разрешений. Из них 975 — для судов под российским флагом, 113 – для судов под иностранным флагом. Для сравнения он привел данные прошлого года. За весь 2024 год было выдано 1 312 разрешений, из них 124 – для судов под иностранным флагом. Он особо отметил, что считает важнейшей своей задачей обеспечение безопасности судоходства на акватории Севморпути.
По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александра Макарова, ледовая обстановка в арктических морях остается довольно сложной несмотря на потепление климата.
«Ледяной покров на трассе Северного морского пути будет оставаться. Даже в самый «легкий» год акватория арктических морей будет свободна ото льда только с августа по октябрь», - сказал Александр Макаров в ходе дискуссии.
По данным ученых ААНИИ, за последние десятилетие полное очищение всей трассы СМП наблюдалось только в одном случае - в 2020-году. Подобные ситуации наблюдаются с конца 90-х годов прошлого века с регулярностью примерно раз в 10 лет. В остальных случаях на отдельных локальных участках трассы сохранялись сложные ледовые условия. И эта тенденция устойчиво сохраняется.
В 2025 году на Северном морском пути отмечается экстремально раннее начало ледообразования, в частности начало осенних процессов в российских арктических морях ожидаются в более ранние сроки и развитие их ожидается более интенсивное, чем в среднем.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров
Фото: ААНИИ