Новости института

ЛСП «Северный полюс» и НЭС «Академик Трёшников» встретились на 83°с.ш.

11 августа 2023Новости института
Контент

Два научно-экспедиционных судна Арктического и антарктического научно-исследовательского института – НЭС «Академик Трёшников» и НЭС «Северный полюс» встретились в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 83.35°с.ш. 50.41°в.д.  На полярную станцию «Северный полюс-41», более десяти месяцев дрейфующую в высоких широтах, доставили сменный состав полярников, научное оборудование и запас продовольствия.

При благоприятных погодных условиях - отсутствии туманов и сильного ветра, научно-экспедиционному судну «Академик Трёшников» потребовалось менее четырех суток, чтобы преодолеть путь от Мурманска до дрейфующей станции. Наилучший курс подхода к ледостойкой платформе выстраивали с помощью воздушной разведки с вертолета Ка-32. Двигаясь по ледовым полям со средней скоростью 6-8 узлов НЭС «Академик Трёшников» подошло к ледостойкой платформе «Северный полюс» и пришвартовалось к ней левым бортом. Близкая стоянка позволит легко и безопасно осуществить ротацию экспедиционного состава и передачу грузов. 

В период совместного дрейфа двух судов все научные исследования будут продолжены. В частности, запланировано обследование состояния дрейфующих буев на мезомасштабном полигоне и установка дополнительного дрейфующего оборудования к северу от полигона. Данные с дрейфующих буев используются для уточнения прогнозов ледовой обстановки на Северном морском пути. 

«В Арктике разгар лета и в районе дрейфующей станции наблюдаются процессы постепенного разрушения и сокращения площади льда. Заметно таяние ледового поля станции с нижней поверхности, видны сквозные проталины и снежницы глубиной до 40 см. Обстановка не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно и научные работы производятся с борта ледостойкой платформы. При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит, и наши специалисты выберут более устойчивую льдину для научного лагеря, мы проведем операцию по перешвартовке ледостойкой платформы «Северный полюс» к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа полярной станции и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона», - рассказал Александр Макаров, директор Арктического  и антарктического научно-исследовательского института. 

Ожидается, что работы продлятся 10 суток, после чего НЭС «Академик Трёшников» вернется в Мурманск. Организацией экспедиций занимается Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности оставлять ледовый лагерь. В 2022 году, спусти 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс».
НЭС ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.

Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) – ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический НИИ назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 100 лет научной работы специалистами института организовано около 1 100 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.