Новости института

Экспедиция «Северный полюс-42»: новая команда и новый лед

15 сентября 2025Новости института

Полярники Арктического и антарктического научно-исследовательского института успешно завершили операцию по доставке сменного состава и снабжения для экспедиции «Северный полюс-42» и перебазировали дрейфующую станцию на новое ледовое поле в 430 километрах от прежнего. Новая льдина площадью около 36 кв. километров и толщиной до двух метров станет научной площадкой для ученых до весны 2026 года.

«Впервые в истории научных исследований в Арктике дрейфующая станция была перенесена на столь значительное расстояние. Эта беспрецедентная по сложности операция стала наглядной демонстрацией эффективной командной работы полярников, ученых, пилотов и моряков. Шаг за шагом мы планомерно развиваем наши долгосрочные исследования в высоких широтах и внедряем новые форматы. Ледостойкая платформа «Северный полюс» помогла возобновить регулярную организацию дрейфующих экспедиций. Применение новых технологий, накопленный опыт и знания расширили наши возможности по передислокации станций и позволили фактически корректировать траекторию дрейфа. Следующий наш шаг – создание сезонной ледовой базы в приполюсном районе, которая обеспечит надежную логистическую поддержку дрейфующей станции», - рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

На текущий момент научно-экспедиционное судно «Северный полюс», при поддержке которого работает дрейфующая станция «Северный полюс», вернулось в Восточное полушарие и находится в точке с координатами 87°11'' с.ш. 105°06 в.д. Полярники развернули на новой льдине научное оборудование и возобновили наблюдения.

«На новой льдине базирования экспедиции «Северный полюс» поднят флаг, начат второй этап дрейфа. Льдина имеет форму, близкую к квадрату с обтесанными углами размером 6 на 6 км. Толщина льда в точке ледового лагеря от 0,6 до 2 м», сообщил в телеграмме начальник дрейфующей экспедиции «Северный полюс-42» Александр Ипатов.

Операция по перебазированию станции проводилась при поддержке научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» и вертолета МИ-8 МТВ компании «КрасАвиа».

На первом этапе сложной логистической операции НЭС «Северный полюс» и НЭС «Академик Трешников» встретились в точке с координатами 87°16'' с.ш., 144°15'' з.д. в 300 километрах от географического Северного полюса. НЭС «Академик Трешников» доставило около 50 тонн грузов – свежие продукты, топливо, научное оборудование и посылки из дома. На судне также прибыла новая смена полярников.

После завершения погрузочно-разгрузочных операций НЭС «Академик Трешников» взяло НЭС «Северный полюс» под проводку, и суда двинулись к новому ледовому полю. 

«Несмотря на тяжёлые погодные условия и удалённость от материка, команде удалось безупречно выполнить поставленные задачи. На этапе планирования экспедиции были опасения, что мы можем не пробиться к дрейфующей станции через тяжелые льды и доставку полярников и грузов придется обеспечивать вертолетами. Но, благодаря безупречной работе наших ледовых экспертов, мы сравнительно легко и быстро добрались до станции, с первого раза при помощи воздушной разведки выбрали новое ледовое поле и максимально быстро перебазировали ледостойкую платформу. На станцию прибыла смена полярников – ученые и судовой экипаж, которые продолжат трудиться на дрейфующей станции в период полярной зимы», - расcказал заместитель начальника Высокоширотной арктической экспедиции Арктического и антарктического научно-исследовательского института Кирилл Фильчук.

С октября 2024 года дрейфующая станция «Северный полюс-42» значительно удалилась от точки старта и прошла в общей сложности около 3 500 км.

Траектория движения станции СП-42 позволила ученым провести исследования в районах, крайне редко посещается научно-исследовательскими экспедициями. В частности, с помощью современных методик проведен детальный сбор уникальных геологических материалов из хребта Альфа, являющегося наименее изученным регионом Северного Ледовитого океана.

Предварительные результаты научных работ, выполненных на НЭС «Северный Полюс», показали наличие повышенных содержаний углеводородных газов (метана и его гомологов) в некоторых областях хребта Альфа, что свидетельствует о генерации и миграции здесь углеводородов. 

Также собран представительный материал для проведения фундаментальных палеоклиматических исследований. В ходе экспедиции CП-42 впервые в мире проводятся измерения ускорения силы тяжести Земли в дрейфующих льдах Центральной Арктики с применением абсолютного гравиметра, при этом используется прибор, изготовленный в России.

В общей сложности Программа комплексных научных исследований в дрейфующей экспедиции «Северный полюс-42» включает свыше 50 видов научных исследований и наблюдений, которые выполняются с борта судна, и в научном ледовом лагере. Данные, полученные учеными к настоящему моменту, указывают на то, что резкое сокращение летнего ледяного покрова в СЛО в 2000-2010-e годы пока что не привело к необратимым изменениям в других компонентах арктической климатической системы.
 

Экспедиция «Северный полюс-42» (СП-42) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. С 2022 года программа дрейфующих арктических станций возобновлена на технологически новом уровне – при поддержке уникального научно-экспедиционного судна «Северный полюс», способного проходить к месту начала работы дрейфующей экспедиции без привлечения ледокола, проводить широкий спектр научных исследований, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечивает полярникам комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики судна: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.
 

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров

Фото: Арина Морковских, Илья Мисюченко,  ААНИИ