Новости института

Дрейфующая станция «Северный полюс-42»: десять месяцев успешной работы в высоких широтах Арктики

6 августа 2025Новости института

Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института на дрейфующей станции «Северный полюс-42» получают уникальные сведения о реальном состоянии природной среды в высоких широтах Арктического региона. Имеющиеся к настоящему времени данные указывают на то, что резкое сокращение летнего ледяного покрова в Северном Ледовитом океане в 2000-2010-х годах на данный момент времени не привело к необратимым изменениям в других компонентах арктической климатической системы.

Особенность дрейфующих научных станций заключается в отсутствии возможности управлять направлением перемещения. Измерения выполняются исключительно в тех местах, где станция оказывается в определённый момент времени, независимо от предпочтений учёных. Траектория СП-42 оказалась особенно ценной, поскольку пролегла через труднодоступные районы Северного Ледовитого океана, где ранее было собрано минимальное количество данных по сравнению с остальными участками акватории.

Исследования дрейфующей станции «Северный полюс-42» проводятся по семи научным направлениям: атмосфера, морской лед, океанография, геохимия (химический анализ проб вод, льда, донных осадков и атмосферы), гидробиология (изучение флоры и фауны), геология морского дна и геофизика (изучение ионосферы). Восьмое направление – прикладные исследование прочностных характеристик ледостойкой платформы в условиях переменных нагрузок, создаваемых льдом. 
 

«За 10 месяцев дрейфа были получено десятки гигабайт информации, которую еще предстоит обработать в береговых условиях, осмыслить и сопоставить с уже имеющейся. Для примера, одних только срочных метеорологических наблюдений с оперативной передачей данных в ААНИИ было выполнено более 2 тысяч. Получены пробы грунта в районе поднятия Менделеева, где до этого вообще не было никаких геологических данных. То же самое относится и к гидрологическим и гидрохимическим данным, полученным в котловине Макарова», – рассказал заместитель начальника по научной работе дрейфующей станции «Северный полюс-42» Владимир Иванов.

По данным, полученным в ходе работы дрейфующей станции «Северный полюс-42», средняя приземная температура воздуха с октября по июнь составила -16.2°С, что совпадает со средней приземной температурой воздуха в Северном Ледовитом океане с октября по июнь (-16.2±0.7°C) за последние 10 лет. Средняя толщина льда к окончанию холодного сезона в мае, когда достигается предельная годовая толщина льда, составила 185 ± 2 см. По данным, из туристских рейсов атомных ледоколов к Северному Полюсу, в период с 2007 по 2024 годы средняя толщина льда по маршруту от Земли Франца Иосифа к Полюсу составляет 123 ± 6 см. 

«Принимая во внимание, что маршрут любого судна, включая и атомоход, прокладывается через зоны с наименьшей сплоченностью и толщиной льда, различие в 60 см с данными СП-42 вероятнее всего показывает не реальное возрастание толщины льда в 2024-25-х годах, а разницу между зонами более тонкого и более толстого льда. Но этот вопрос требует дополнительного изучения», – отмечает Владимир Иванов.

В зимний сезон 2024–2025 годов над Арктическим бассейном доминировал так называемый циклонический режим циркуляции атмосферы, при котором усиливается вынос льдов из евразийской Арктики в пролив Фрама. За 25 лет 21-го века такой циркуляционный режим наблюдался лишь несколько раз, что возможно свидетельствует об аномальном характере глобальных атмосферных процессов зимой 2024-25 годов. Температура глубинных вод атлантического происхождения в бассейне Макарова сохраняет значения, характерные для периода до начала потепления 2000-х годов на границе Северного Ледовитого океана и Северной Атлантики, что говорит о малой чувствительности гидрологического режима в глубоководных котловинах амеразийской Арктики к внешним воздействия.

Напомним, дрейфующая экспедиция «Северный полюс-42» начала свою работу 30 сентября 2024 года. В настоящее время станция находящейся примерно в 400 километрах от географического Северного полюса в точке с координатами 86°с.ш., 130°з.д. Экспедиция дрейфует при поддержке уникального научно-экспедиционного судна – ледостойкой платформы «Северный полюс». На борту судна работает 34 ученых и 14 человек экипажа. Организатором экспедиции выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт.
 

Экспедиция «Северный полюс-42» (СП-42) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. С 2022 года программа дрейфующих арктических станций возобновлена на технологически новом уровне – при поддержке уникального научно-экспедиционного судна «Северный полюс».

НЭС «Северный полюс» – уникальное научно-экспедиционное судно, ледостойкая платформа (ЛСП), обладающая функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа Ми-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики судна: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) — ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.10.2012 г. №1872-р Арктический и антарктический научно-исследовательский институт назначен государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации. За 105 лет научной работы специалистами института организовано около 1 200 экспедиций в Арктику и Антарктиду. В 1994 году институту был присвоен статус государственного научного центра Российской Федерации. В настоящее время ААНИИ входит в структуру Росгидромета. С 2017 года институт возглавляет доктор географических наук, профессор РАН Александр Макаров.

Фото: ААНИИ