Флот

НЭС «Академик Фёдоров»

Научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» было построено в 1987 году финской компанией Раума-Репола.

Все капитаны судна: Михаил Михайлов, Валерий Викторов, Михаил Калошин, Игорь Стецун, Дмитрий Карпенко, Олег Калмыков

Тактико-технические характеристики

Длина наибольшая, м 141,2
Ширина наибольшая, м 23,5
Скорость 16 узлов
Экипаж 75 человек
Научный персонал 175 человек
Ледовый класс Arc7
Водоизмещение, т 16200
Осадка по КВЛ, м 8,5

НЭС «Академик Фёдоров» спроектировано и построено как многофункциональное судно для работы в высоких широтах. Его борт имеет усиленный ледовый пояс, поэтому судно способно преодолевать ровный однолетний лёд толщиной один метр непрерывным ходом со скоростью 2 узла и «набегами» до 2,5 метров.

Для выполнения ледовых разведок и переноса грузов на корме судна расположен вертолётный комплекс, где можно разместить два вертолёта типов Ка-32 и МИ-8. Для осмотра подводной части судна на борту есть водолазная станция. На «Академике Фёдорове» установлены носовое и кормовое подруливающие устройства, система успокоения качки и дифферентная система – она выравнивает равновесие судна «корма-нос», «правый-левый борта».

НА БОРТУ СУДНА ОБОРУДОВАНЫ 11 ЛАБОРАТОРИЙ. В том числе гидробиологическая, гидрохимическая, экологическая и две океанографические.

Для исследований физико-механических свойств льда на судне работает ледоисследовательский комплекс с гидравлическими прессами, а также тензометрическая лаборатория для исследования влияния нагрузок на корпус судна. Кроме того, на судне оборудован комплекс многолучевого эхолота, который позволяет получить трёхмерную картину дна, и донный профилограф TOPAS PS 18 для изучения донных осадков и отложений в породах.

Метеорологические наблюдения выполняются с помощью автоматизированной станции погоды с датчиками температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, солнечной радиации, температуры и солёности воды, видимости, высоты облачности. На палубе установлен зондирующий комплекс «SeaBird 911» с батометрической секцией «Rosetta» с возможностью отбора проб до глубин 6000 м и бортовой комплекс для ХВТ зондирований.

НЭС «Академик Фёдоров» названо в честь Евгения Константиновича Фёдорова, папанинца, геофизика, Героя Советского Союза, академика АН СССР, руководителя Гидрометслужбы СССР, члена Президиума Всемирного Совета Мира, вице-президента Всемирной метеорологической организации и директора Всесоюзного Арктического института.

ДОСТИЖЕНИЯ

1987-1988

  • Первый испытательный рейс судна. Кругосветное плавание вокруг Антарктиды.

1990

  • Судно получило статус уникальной научной установки. «Академик Фёдоров» может выполнять работы в труднодоступных для других судов районах Арктики и Антарктики даже во время полярной зимы.

1992

  • Участие в организации первой и единственной дрейфующей станции на антарктическом льду в море Уэдделла.

1994

  • Первый Арктический рейс судна в рамках комплексной международной экспедиции «Экотундра».

2000

  • На борту судна была организована комплексная геофизическая экспедиция в Центральный Арктический бассейн для определения границ арктического шельфа.

2005

  • Судно без ледокольного сопровождения прошло через географическую точку Северного полюса Земли.

2007

  • 2 августа с борта НЭС «Академик Фёдоров» в географической точке Северный полюс спущены два глубоководных обитаемых аппарата «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4300 м. Достижения этой экспедиции занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

2011

  • На борту открыт виртуальный филиал Русского музея.

2014

  • С борта впервые на Северном полюсе были выполнены сейсмические измерения.

2016

  • Проведение гидрографических и геологических работ в районе о. Буве.

2019-2020

  • Участие в международной комплексной научной экспедиции MOSAiC.

ФОТОГРАФИИ

Сергей Кашин, Дмитрий Резвов, Дмитрий Смирнов
НЭС «Академик Фёдоров»