© ААНИИ - 2011
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
(Росгидромет)


Государственное учреждение
АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
(ГУ "ААНИИ")

Российская Федерация, 199397, Санкт-Петербург, ул. Беринга, 38
Пресс-служба: тел./факс. (812) 337-3184, эл. почта: press@aari.ru



Пресс-релиз



03.02.2011 г. Трудные заключительные шаги перед входом в озеро

Как уже сообщалось ранее, в период с 26 по 30 января 2011 года в глубокой скважине 5Г на станции Восток бурение ледяного керна было приостановлено с целью проведения необходимых технологических процедур в скважине и технического обслуживания бурового оборудования.

Был выполнен отбор 17-ти проб заливочной жидкости по всему ее вертикальному столбу в скважине с последующим определением плотности. В результате, в интервал глубин 3100 – 3600 м было внесено 620 кг утяжелителя фреона F-141B для увеличения плотности заливочной жидкости в вышеназванном слое. Эта операция была крайне необходима для гарантирования исключения рисков влиянию эффекта «горного давления», которое могло привести к сужению диаметра скважины и, соответственно, серьезных проблем по подъему бурового снаряда.

Важнейшим элементом технологии экологически чистого отбора проб из поверхностного слоя вод подледникового озера Восток является определение давления столба заливочной жидкости на забой скважины, что связано с расчетом допустимой глубины положения верхнего уровня заливочной жидкости в скважине. Эти измерения были выполнены скважинным термометром-манометром, изготовленным в г. Уфа, который на протяжении последних трех лет используется в буровых работах на станции Восток.

С помощью кавернометра был проведен мониторинг вертикальных изменений диаметра скважины в слое 3650 – 3709 м, бурение которого осуществлялось со 2 по 26 января. В обнаруженных местах уменьшения диаметра было проведено их разбуривание с помощью буровой коронки увеличенного диаметра. Данные работы были необходимы для исключения возможных аварийных ситуаций по заклиниванию бурового снаряда при его подъеме от забоя на поверхность.

В этот же период выполнен ремонт трансмиссии буровой лебедки, техническое обслуживание ее агрегатов и замена цепи привода от электромотора к тросовому барабану. Одновременно, были проделаны работы по изменению производительности промывочного насоса электромеханического снаряда с повышением его производительности от существующих 70 л/мин до 220 л/мин, однако, мощности электродвигателя бурового снаряда, установленного на период работ 56-й РАЭ, оказалось недостаточно для повышения производительности насоса. В связи с этим, бурение, возможно, продолжать с прежней производительностью.

Отобраны сотни проб ледяного керна на изотопный анализ и десятки образцов для измерения общего газосодержания льда. Все пробы и образцы подготовлены для отправки в Лабораторию исследований изменений климата и окружающей среды ААНИИ, которая была открыта в начале ноября 2010г.

31 января бурение в скважине 5Г было возобновлено с отметки 3709 м, и на утро 3 февраля она достигла 3714,24 метров. Буровые операции продолжаются в круглосуточном режиме и будут закончены утром 6 февраля. 7 февраля личный состав бурового отряда вылетает на заключительном рейсе самолета DC BТ-67 Bassler со станции Восток на станцию Прогресс для последующей посадки на борт НЭС «Академик Федоров». 8 февраля судно начнет движение в сторону Кейптауна, куда оно рассчитывает прибыть 20 февраля. 22 февраля на рейсовом самолете сотрудники этого отряда вылетают в Петербург, куда они должны прибыть на следующий день, 23 февраля.

Вполне резонным является вопрос о возможности продления сезонных операций на станции Восток до завершения работ по осуществлению проникновения в водный слой озера. Дело в том, что технические характеристики любых типов самолетов, производимых в любых странах мира ограничены возможностью применения взлетов и посадок при температуре воздуха на уровне взлетно-посадочной площадки ниже минус 50С. При более низких температурах гидравлическая жидкость, используемая в механизмах управления выпуска и уборки шасси, загустевает, что не дает возможности воспользоваться этим необходимым для взлета и посадки самолета элементом его конструкции. По средним климатическим данным после 10 февраля на станции Восток вероятно кратковременное понижение температуры воздуха ниже минус 50С, что является существенной предпосылкой для нарушения требований безопасности организации полетов. Это обстоятельство оговорено специальным пунктом договора между Российской антарктической экспедицией и канадской авиакомпанией, у которой арендуется самолет DC BТ-67 Bassler. График полетов самолета составляется еще до начала сезонных операций в октябре, он подлежит изменениям только в форс-мажорных обстоятельствах, а продление заключительной даты полета на станцию Восток из-за необходимости продолжения бурения не относится к такой категории. Тем более что увеличение срока на 4 дня вовсе не гарантирует возможности проникновения в водный слой озера. Конечно, можно было бы оставить сотрудников бурового отряда для работы в зимний период на станции Восток, однако, следует понимать, что максимум через месяц проникновение будет осуществлено, после чего сотрудники бурового отряда в течение 9-ти месяцев будут находиться на станции без работы. Это не только не этично по отношению к исполнителям работ и их семьям, но и создаст дополнительные трудности для остального коллектива зимовочного состава станции для спокойной жизни и работы в самый холодный период года. В связи с этим, в случае, невозможности проникновения в подледниковое озеро Восток в текущем летнем антарктическом сезоне, эти работы будут возобновлены в декабре 2012г.

Зам. директора ГУ «ААНИИ» Начальник РАЭ В.В. Лукин